Программа «Мир гармонии»
Программа «Мир гармонии» предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
Участники программы:
программа разработана для детей, имеющих проблемы эмоционального развития. Курс специальных занятий проводится в составе коррекционно-развивающих групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей (2-4 человека) и индивидуально.
Сроки реализации программы:
курс состоит из десяти занятий. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Структура и этапы реализации программы:
реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика, коррекционная работа и вторичная диагностика.
Целевая группа:
несовершеннолетние дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие на обслуживании в учреждении.
Задачи программы:
- привитие навыков получения информации, дублируемой несколькими каналами восприятия;
- развитие познавательной сферы и органов чувств, коррекция нежелательных личностных особенностей;
- активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;
- обучение приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребёнка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии;
- снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищённости;
- обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий;
- развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов;
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
Виды и формы работы в сенсорной комнате:
Наименование оборудования |
Назначение |
Виды и формы работы |
Мягкое напольное и настенное покрытие |
Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие:
Саморегуляция психического состояния. |
Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрессивности. |
Мягкий остров |
Реабилитация нервно-психического состояния. Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Саморегуляция психического состояния. |
Упражнение «Улыбка». Комплекс упражнений на релаксацию. Комплекс упражнений на воображение. |
Проектор направленного света |
Обогащение восприимчивости и воображения. |
Музыкотерапия. Светотерапия. |
Зеркальный шар |
Развитие:
Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов. |
Сказкотерапия. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики». Игра «Путешествие к звезде». Упражнение «Дискотека». |
Музыкальный центр и набор аудиокассет или СD дисков |
Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции. |
Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации. |
Ароманабор |
Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Стабилизация психического состояния. Релаксация. |
Упражнение «Узнай запах». |
Пуфик-кресло с гранулами |
Тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела. Релаксация. |
Релаксационные упражнения. |
Проектор светоэффектов |
Привлекает внимание. Завораживает. Релаксационное воздействие. Развитие фантазии и воображения. |
Упражнения на воображение. |
Панно «Звёздное небо» |
Привлекает внимание. Завораживает. Релаксационное воздействие. Развитие фантазии и воображения. |
Упражнения на воображение. |
Оптиковолоконный пучок «Водопад света» с гребнем |
Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают. |
Упражнения для развития мелкой моторики. Релаксация. |
Пузырьковые колонны |
Развитие зрительного восприятия. Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. |
Сказкотерапия. Релаксация. |
Тактильно-развивающая панель |
Тренировка ловкости, развитие мелкой моторики и укрепление зрения, коррекция двигательных нарушений. |
Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.
|
Акустическая панель |
Формирование слуха, умения различать и определять звуки, развитие внимания. |
Игры и упражнения для развития слуха, внимания. |
Напольная сенсорная дорожка с наполнителями |
Развитие:
|
Упражнения на произвольное внимание, развитие речи и эмоций.
|
Данная программа даёт возможность детям адаптироваться к новым условиям жизни, создаёт у них чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, возможность овладеть определёнными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать своё эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширить представления об окружающем мире. Также анализировать причины межличностных конфликтов и умение самостоятельно их регулировать.
В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
- уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка;
- создание условий для развития его индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;
- взаимодействие психолога с ребёнком по типу субъектного общения;
- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребёнка;
- сочетание статично-динамичного положения;
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
- необходимость поддержания высокой самооценки ребёнка;
- осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребёнком;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
- конфиденциальность информации о ребёнке родителям, недопустимость медицинских диагнозов, акцент на рекомендации.