Поиск по сайту

12+

 

Память - «краеугольный камень психического развития» личности.

 

 В рамках проекта «Старшее поколение», который реализуется при поддержке Правительства Ставропольского края, ГБУСО «Железноводский КЦСОН», подведомственное министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, заключил договор о сотрудничестве с Благотворительным Фондом Содействия Развития человека, общества, культуры «София» г. Москвы на участие во втором  курсе психологических тренировок для граждан пожилого возраста, данный проект осуществляется на грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Память – носительница индивидуального опыта человека. Сеченов говорил, что память является «краеугольным камнем психического развития». Память – это не фотографическое воспроизведение полученной ранее информации, не зеркальное запечатление, а переработка воспринятого, в селекции его. Человек без памяти перестает быть личностью. Используя память человек обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, накапливает опыт и т.д. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем “настоящим”. Тем не менее настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.

Как известно, в пожилом возрасте происходит снижение активности всех органов и систем организма, увеличивается число хронических заболеваний, поэтому на фоне возрастания общей продолжительности жизни населения в мире болезни, связанные со старением, приобретают все большее значение.

Данная программа называется «Второй дистанционный курс психологических тренировок памяти для пожилых людей» и направлена на профилактику слабоумия, или как его еще называют, деменцию. Деменция представляет собой хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга. Она характеризуется снижением всех высших когнитивных функций, таких как память, мышление, ориентация, понимание, вычисление, способность учиться, суждение. Развитие деменции сопровождается эмоциональными изменениями: беспокойство, раздражительность, вспыльчивость, снижение самоуважения, депрессия, эмоциональная лабильность, эмоциональная несдержанность, безразличие.

Деменция является общим термином, обозначающим глубокие нарушения памяти и других интеллектуальных способностей. Это серьезное заболевание, которое ставит под угрозу качество повседневной жизни. Есть несколько разных форм деменции; некоторые встречаются чаще, чем другие, хотя все они означают болезнь, которая делает повседневную жизнь гораздо сложнее. К тому же, это заболевание прогрессирует с возрастом - поясняет психолог социально-оздоровительного отделения – Савранская Наталья Сергеевна.

В 2019 году «Второй дистанционный курс психологических тренировок памяти для пожилых людей» стал победителем второго конкурса Фонда Президентских грантов. Участниками проекта в 2020 году в качестве слушателей данного курса на бесплатной основе стали 10 членов факультета психологии Университета «третьего возраста» - граждане пожилого возраста, получатели социальных услуг. Занятия проводятся дистанционно в форме вебинара в режиме он-лайн занятий согласно графику, утверждённому обеими сторонами, а именно: по вторникам с 12.00 до 13.30 по московскому времени, еженедельно, с 04 февраля по 09 июля текущего года (всего 28 вебинаров), а с сентября по декабрь, раз в две недели (всего 7 вебинаров).

Данная программа является психологической программой тренировки мозга, все её методики стандартизированы и одобрены научным сообществом. Эта программа представляет собой уникальную научную разработку, включающую различные игры, упражнения, занятия художественным творчеством, актерским мастерством и художественным чтением с актрисой театра и кино И.Денисовой и основами вокального искусства с камерной певицей А.Сафоновой которые основаны на  клинических исследованиях.  

Занятия проходили в актовом зале КЦСОН с использованием проектора. В актовом зале установлен экран для воспроизведения дистанционной трансляции, компьютеры, аудио колонки, обеспечен доступ в интернет. Слушатели, которые пропустили занятие, имеют возможность просмотреть его в записи, а благодаря опытным специалистам, получить квалифицированную помощь в выполнении  заданий, которые вызвали затруднения.

Особый интерес у слушателей вызывают мини-лекции, которые проводят тренеры вебинаров - «Как устроена наша память», «Чем отличается долговременная память от кратковременной?», «Что такое нейрографика и как она помогает в решении проблем». Группа работает очень сплоченно, участники стараются поддерживать и помогать друг другу, если возникли трудности в выполнении заданий. А мы, специалисты отделения, всегда рядом и готовы помочь – отвечает специалист по социальной работе Симонова Оксана Сергеевна.

Психологическая работа требует сосредоточенности, внимания, усилий воли. Наш мозг пластичен и эластичен, гимнастика для мозга и когнитивная стимуляция поощряют пластичность мозга и способствуют появлению новых нейронных связей. Ждем с удовольствием следующих дистанционных курсов!

 

Психолог СОО
Н.С. Савранская