Поиск по сайту

12+

 

Особенности деятельности психолога социально-оздоровительного отделения.

 

В ГБУСО «Железноводский КЦСОН» социально-психологическая помощь населению оказывается по основным направлениям практической психологии:

  • сообщение получателю социальной услуги объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Получатель социальной услуги вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о её использовании;
  • психологическая коррекция, с помощью которой для получателя социальной услуги разрабатывается индивидуальная программа определённого вида деятельности (чтение, письмо, счёт и т.п.) в соответствии с общими требованиями;
  • психологическое консультирование, цель которого – помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;
  • психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Актуальным направлением деятельности психолога в социально-оздоровительном отделении является психотерапия – организованное воздействие на психику получателя социальной услуги с целью её восстановления или трансформации. Она осуществляется психологом, специалистами по комплексной реабилитации, специалистами по социальной работе. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Как правило, психолог работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить психологические проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Психолог оказывает первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с получателем социальной услуги. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Наблюдение и практический опыт показывают, что технологии работы психолога позволяют выделить четыре типа взаимодействия его с получателями социальных услуг.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определённые критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка получателя социальной услуги осознать и следовать новым социальным ценностям ведёт к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии оценки, которые помогут получателю социальной услуги увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Получатель социальной услуги стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать получателю социальной услуги ограниченность его оценочной шкалы «хорошо-плохо», которая не даёт возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Четвёртый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь получателю социальной услуги в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

Технология решения психологических задач предполагает, с точки зрения психолога:

  • понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
  • понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;
  • овладение приёмами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;
  • выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
  • рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
  • понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;
  • знание психологических приёмов и методов, которые непосредственно применяются на практике;
  • чёткое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

Психолог работает с различными технологиями: тестопластика, арт-терапия, песочная терапия, куклотерапия, смехотерапия, мандалотерапия и др.

Занятия, построенные на основе арт-терапевтических техник, помогают пожилым людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими их людьми. Такие групповые занятия позволяют пенсионерам сконцентрироваться на своих телесных ощущениях и через это обратиться к своим внутренним душевным переживаниям, аккумулировать свой жизненный опыт, способствуют принятию себя и своего жизненного пути.

«Арт-терапия – это увлекательнейший мир самоисцеления и самостоятельных открытий», – утверждают участники занятий – получатели социальных услуг Центра.

Проведённые занятия показали, что новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, – это ли не повод попробовать терапию творчества? И пожилые люди доказывают это своими великолепными работами. Они создают шедевры на занятиях, открывают путь к самопознанию, к своему внутреннему «Я», не боятся начать жизнь с чистого листа.

Также психологом отделения проводятся онлайн-занятия с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Темой последнего онлайн-занятия стала тема «Смех – вместо лекарств». «На онлайн-занятии используются различные методы смехотерапии: читаем друг другу юмористические истории и анекдоты, делимся впечатлениями от просмотренных позитивных фильмов, рассказываем смешные случаи из своей жизни и смеёмся все вместе. А ведь очень важно уметь посмеяться над своими неудачами, ошибками, которые сразу же меняются на положительные эмоции и отходят на второй план», – объясняет Наталья Сергеевна.

«Смех – не только универсальный ключ к долголетию, но и путь к здоровью и благополучию!»– высказалась участница онлайн-занятия Романько И.В.

В социальной сфере использование психологом разнообразных технологий позволяет бережно и профессионально решать задачи коррекции и терапевтического воздействия на пожилых граждан.

По мнению психолога Н.С. Савранской, эффективными часто оказываются нестандартные, неординарные способы решения проблемы, что позволяет найти подход к различным категориям получателей социальных услуг, учитывая их мировоззренческие взгляды и позиции, пёстрый спектр индивидуальных, локальных картин мира, индивидуальных приспособлений к взаимодействию с окружающими.

«Опыт работы показывает, что только применение интегративного подхода, синтеза разнообразных форм деятельности: музыкотерапии, кинотерапии, психодрамы, ароматерапии, арт-терапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии позволяет получить быстрый, эффективный результат психологической коррекции», – утверждает психолог.

Знакомясь с получателем социальных услуг, выстраивая доверительный контакт с ним, психолог практически ювелирно, основываясь не только на задачах и конечных результатах, но и на главном принципе «Не навреди», начинает свою работу.

Особенностями деятельности психолога в социальной сфере является то, что он работает с людьми разных возрастов. Оказывает психологическую поддержку представителям различных социальных групп. Работает с людьми, которые оказались в трудных жизненных ситуациях.

Его деятельность направлена на:

-   предоставление психологических услуг представителям разных возрастов и социальных групп;

-   организацию психологической помощи людям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях (сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, мигрантам, беженцам, безработным гражданам);

-   сопровождение работников организаций социальной сферы;

-   профилактическую и коррекционную работу, направленную на улучшение психологического здоровья населения.

Основными обязанностями психолога в социальной сфере является: 1) разработка и реализация программ психологического сопровождения получателей социальных услуг; 2) взаимодействие с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи получателям социальных услуг; 3) взаимодействие с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; 4) работа с документами, хранение и обработка персональных данных получателей социальных услуг.

Социально-психологическая работа с данной категорией получателей социальных услуг часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медицинскими работниками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы деятельности, используемые психологом на занятиях, являются увлекательными и комфортными, раскрывают творческий потенциал человека.

«Мне очень нравится ходить на занятия потому, что меня здесь понимают и принимают такой, какая я есть…», – утверждает получатель социальных услуг Центра.

«Изо дня в день, изыскивая различные методы, подбирая варианты работы, выполняю свою роль, опираясь на индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг. Знакомство и беседа плавно переходят в русло выстраивания гипотезы о происхождении проблем, а затем в коррекцию психоэмоционального и физического состояния, впоследствии – в закрепление достигнутого результата путём подготовки получателя социальной услуги к самостоятельной работе над собой», – рассказывает Наталья Сергеевна.

Психолог должен обладать рядом профессиональных компетенций:

-   знать общую, социальную психологию, конфликтологию;

-   уметь взаимодействовать с различными возрастными и социальными группами населения;

-   применять методы профилактической и психокоррекционной работы;

-   вести документацию;

-   владеть навыками проведения индивидуальных и групповых консультаций, технологией работы в команде, технологией разрешения конфликтов.

Его условия труда предполагают интенсивное общение и повышенную психоэмоциональную нагрузку. Имеется возможность осуществлять работу в дистанционном режиме.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога подразумевает под собой целый ряд обязанностей, техник, методов и форм работы, направленных на оказание социально-психологической помощи в рамках общего реабилитационного процесса.

Анализ деятельности психолога и анкетирование получателей социальных услуг показало, что благодаря индивидуальному подходу, а также широкому спектру программ и технологий в большинстве случаев наблюдается положительная динамика по стабилизации и нормализации социально-психологического статуса пожилых граждан.

Заведующий СОО Сгонник Л.В.