Поиск по сайту

12+

 

Остроумные и жизнерадостные оперетты Ж. Оффенбаха способствуют активному долголетию…

 

В рамках реализации регионального проекта «Старшее поколение» получатели социальных услуг, слушатели факультета Творческого развития личности ГБУСО «Железноводский КЦСОН» продолжают посещение театра оперетты. В этот раз представители старшего поколения знакомились с творчеством Ж. Оффенбаха – французского композитора, театрального дирижёра и виолончелиста, основоположника и наиболее яркого представителя французской оперетты.

Ж. Оффенбах мечтал писать серьёзную музыку, однако наиболее известен как создатель лёгкого, остроумного и весёлого жанра оперетты.

В 1855 году во Франции появляется жанр оперетты: Оффенбах открывает маленький театр под названием Буфф-Паризьен и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремьё), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

В 1858 году были сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты, приходит международный успех.

Ж. Оффенбахом создано около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

  • Женевьева Брабантская (1859);
  • Песенка Фортунио (1861), по новелле Альфреда де Мюссе;
  • Прекрасная Елена (1864), наиболее известное произведение композитора;
  • Синяя Борода (1866);
  • Парижская жизнь (1866);
  • Великая герцогиня Герольштейнская (1867);
  • Перикола (1868);
  • Трапезундская принцесса (1869);
  • Разбойники (1869).

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

Оперетты Оффенбаха, яркие, запоминающиеся, добрые, с хорошей концовкой, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Они являются центром всего его творчества, а лучшие из них ставятся по сей день.

Нам удалось познакомиться с творчеством Ж. Оффенбаха и его искромётными опереттами «Званый ужин с итальянцами», «Ключ на мостовой».

Театр – один из видов искусства, сочетающий в себе слово, визуальные и звуковые образы, своего рода синтез нескольких видов искусства. И это делает его более гибким, чем многие другие. Но цели и задачи у театра остаются теми же, что у искусства вообще – это способ осмысления действительности, естественного, а не принудительного формирования отношения к реальности. Театр даёт зрителю возможность получить новый чувственный и интеллектуальный опыт, пищу для размышлений и сопереживания, новый взгляд на ситуации, явления, социальные процессы. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, способствуют радостному мироощущению, оптимизму, желанию любить и радоваться жизни.

Заведующий СОО
Сгонник Л.В.