Применение сенсорной комнаты в работе психологов отделения социальной помощи семье и детям ГБУСО «Железноводский КЦСОН»
Сенсорная комната – уникальное решение сложных проблем и помощник для психологов и педагогов.
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.
Сенсорная комната (или комната для психологической разгрузки) ГБУСО «Железноводский КЦСОН»представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребёнок пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств человека.Сенсорная комната (далее – СК) – это пространство, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В сказочных условиях СК есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, они обеспечивают почти мгновенное установление тёплого контакта между психологом и ребёнком, обеспечивая быстрое становление мотивации.
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате служат:
- неврозоподобные состояния;
- адаптационные расстройства;
- нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость);
- психосоматические заболевания;
- стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение;
- мышечное напряжение;
- нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение);
- синдром гиперактивности и дефицита внимания;
- ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание);
- задержка речевого и психомоторного развития;
- резидуально-органические поражения ЦНС;
- нарушения двигательных функций;
- лёгкие формы аутизма;
- энурез и энкопрез;
- нервный тик;
- заикание.
Противопоказания и ограничения для использованиясенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Психологи отделения социальной помощи семье и детямГБУСО «Железноводский КЦСОН»активно проводят групповую и индивидуальную работу в сенсорной комнате с несовершеннолетними детьми и детьми-инвалидами по разработанной программе «Мир гармонии».
Функционирует инклюзивная группа, имеющая большие перспективы в современном обществе. В условиях инклюзивнойгруппы ребёнок с инвалидностью чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь. Кроме того, совместные занятия детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам. Работа ведётся в комплексе и обязательным условием успешности является работа с семьёй, потому что родители должны понимать и продолжать заниматься с ребёнком даже вне стен учреждения.Для здоровых детей такое общение является колоссальным источником нравственного воспитания, они начинают понимать, что дети-инвалиды – такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать, защищать. А для детей с особенностями развития – нормально развивающиеся детки становятся идеалом для подражания, своеобразными учителями. Они стремятся стать такими же, делать то же и так же. И их развитие не стоит на месте, а постоянно они овладевают новыми умениями и навыками, и учатся общаться и не бояться здоровых деток, доверять им и чувствовать себя такими же, равными партнёрами общения.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребёнка. С помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор".
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
- формирование базовых составляющих психического развития ребёнка (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребёнка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребёнка понимать собственное эмоциональное состояние;
- стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка через гармонизацию его внутреннего мира;
- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей, получающих социальные психологические услуги в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Функциональные блоки оборудования сенсорной комнаты
по воздействию на центральную нервную систему
Релаксационный блок |
Активационный блок |
мягкое напольное покрытие (матрац) |
мягкое напольное покрытие (матрац) |
лампа «Вулкан» |
сенсорная дорожка |
ноутбук с колонками для прослушивания релаксационной музыки |
тактильная дорожка |
мягкая подушечка с гранулами |
фибероптическая тактильная панель |
ароманабор |
акустическая тактильная панель |
детский пуфик-кресло с гранулами |
конструктор |
настенное зеркало с фибероптической подсветкой и светящимися нитями «Таинственный свет» |
мягкая подушечка с гранулами |
песок в ящике с подсветкой |
песок в ящике с подсветкой |
«Сенсорный уголок»: воздушно-пузырьковая колонна с мягким основанием |
«Сенсорный уголок»: воздушно-пузырьковая колонна с мягким основанием |
настенный ковёр "Звёздное небо" |
фибероптическое волокно, панно «Бесконечность» |