12+

 

Начало масленичной недели. Сырная сплошная седмица.

Ежегодно славяне отмечают окончание зимы – Масленицу. Это самый веселый и вкусный праздник. Длится он одну неделю. Название дней масленичной недели отталкивается от традиций поведения в каждый день. Праздник делится на 2 периода. Первая часть недели, с понедельника по среду – узкая Масленица. В это время разрешалось заниматься домашними делами. Вторая часть недели, с четверга по воскресенье – Широкая Масленица. С ее приходом все работы заканчивались.

Понедельник назывался «Встреча». Утром родители мужа отпускали невестку на день в родной дом, а вечером присоединялись к ней, приходили с визитом к сватам. Темой посещения было обсуждение праздничной программы, выбор места и времени гуляний, количество и список гостей. К понедельнику должны были быть окончательно готовы все атрибуты праздника: балаганы, сани, качели, снежные горки. Устаревшие наряды, солома, лапти и другие вещи, отжившие свой век, служили для изготовления чучела Масленицы. Оно насаживалось на шест и возилось по улицам на санях. В понедельник начинали готовить угощенья и печь блины. Причем, первый отдавали бедным и нищим на поминовение душ усопших родственников. Вторник носил имя «Заигрыш». Его тема – смотрины невест, сватовство. Неженатых парней звали покататься с горок, отведать блинов. При этом зазывали Масленицу, приговаривая «Горы снежные у нас готовы, напечены блины – добро пожаловать!» В этот день начиналось веселье на улицах, катания на санях. «Лакомки» проводились в среду. Зять шел в дом к матери своей жены на блины, лично ею приготовленные. Она всячески показывала ему свое уважение и расположение. На улицах появлялись шатры с угощеньем. Так, согласно истории Масленицы проходила первая часть празднеств. А вот какое название дней масленичной недели второго периода. Четверг назывался «Разгуляем», «Разгулом», «Переломом», «Разгульным четвертком», «Широким разгулом», «Широким четвергом». Всю работу прекращали, а празднества достигали своей вершины. Самыми традиционными развлечениями являлись катания на санях и лошадях, различные шуточные и спортивные соревнования, хороводы, кулачные бои. И все это на фоне веселых пирушек. Но самой главной традицией этого дня было взятие снежной крепости. В пятницу, на «Тещины вечерки», теща была в гостях у зятя. Вместе с ней приходили подруги и родственники, ели блины, испеченные дочерью. Зять тоже всячески показывал доброе отношение к матери своей жены и ее «свите». Суббота получила название «Золовкиных посиделок». Молодые женщины, которые вышли замуж недавно, звали в гости сестер мужа (золовок). Если они еще ходили в девках, то невестка могла пригласить своих незамужних подруг. Если же золовки были замужем, то приглашались только замужние родственницы и подруги. На посиделках золовка получала от невестки подарок.

И, наконец, воскресенье – «Проводы». Его называли, также, «Целовальником», «Прощеным воскресеньем». Это – завершение праздничной недели, окончание разгула. Со следующей недели начинался Великий пост. В этот день положено просить прощения у родных, друзей и просто знакомых людей за все плохое, за обиды и неприятности, доставленные за весь год. Вечер посвящался поминанию усопших. В воскресенье парились в бане, сжигались остатки угощений, тщательно мылась посуда. Чучело Масленицы устанавливали на костер и сжигали его, прощаясь с разгульной жизнью. Пепел от него ссыпали на поля. Народные гулянья завершались. В песнях веселый мотив сменялся грустным. В этот день на вечерней службе в церкви настоятель просит прощения у прихожан и других служителей. Верующие, в свою очередь, тоже с поклонами просят прощения друг у друга. Отвечают на такую просьбу словами «Я прощаю, и Бог простит». Приходит черед великопостных служб. Название дней масленичной недели увековечивает ее традиции, за эту неделю люди избавляются от собравшейся за зиму негативной энергии и готовятся встретить весну. На следующей неделе в некоторых местностях были традиционными «Тужилки по Масленице».

Сырная седмица – это подготовительная седмица к Великому посту. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами, вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. Заканчивается сырная седмица прощёным воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост.

Заведующая социально-оздоровительным отделением А.Н. Грошева